Одержимость внешним

Сегодня вас ждет новая статья Татьяны Мануковской. Все, как обычно: крайне ценные мысли, очень много пользы. Читайте, пользуйтесь.

Наверное, меня не хватит на полноценный трактат по моей любимой теме “Человекознание”, но захотелось сделать такую заметку. Она о том, что люди, сконцентрированные на внешнем, поверхностном, совершенно закрыты для сути, глубины, истины. Эту фразу, как общее правило, можно применять к любым значениям внешний-внутренний. “Красоты” тоже касается, да. Конечно, Пушкин неосторожно швырнулся фразой

Быть можно дельным человеком
И
 думать о красе ногтей

Этой фразы оказалось достаточно для некоторых умников, чтобы аргументировать одержимость своей внешностью, модой, одеждой, наведением “красоты”. Хотя мало кто заглядывает в книгу и читает дальше:

К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Так вот, прикрываясь словом дельный, что как бы должно свидетельствовать о том, что человек этот — не пустоголовый, не вертопрах, не блондинка без мозгов, а СОВМЕЩАЕТ, человек и выдает себя с потрохами.

Ирония Пушкина открывает нам остальную часть этого знаменитого портрета “дельного и думающего о красе ногтей человека”: он находится под влиянием общества, он боится осуждения, он старается быть как все, потому что все стараются быть лучше других. Конечно, речь о большинстве. И наверное, Чаадаев, с которым Пушкин сравнил Онегина, действительно и без своего “дендизма” был яркой личностью. Но Онегин — действительно подверженный влиянию, трусоватый и дохленький в моральном плане субъект.

Так стоит ли думать, что в нашей обычной жизни, в модах-модах, стилях-стилях, имиджах-имиджах и дизайнах-дизайнах не обстоит все так же просто, банально, до смешного прямолинейно: если ты озабочен внешним, тебе не видать внутреннего? Именно так все и обстоит. Я не знаю лучшего индикатора женской проблемности, нежели одержимость стилем-модой-макияжем.

Прошу не путать с естественным желанием женщины привлечь внимание, когда она в поиске мужчины. Нет, речь чаще всего идет о замужних женщинах, которые вдруг срываются в приступы шопоголизма, заболевают поиском стиля и делают себе “снимите это немедленно”. Кстати, несколько лет назад у меня просто руки чесались написать о том, что я считаю такие передачи вредными, ну, как минимум, бесполезными. Да-да.

Лучше быть индивидуальностью в виде серой мыши, чем крашеной-перекрашеной, ощипанной стандартной курицей, которая потом долго и, скорее всего, безуспешно пытается подтащить свое внутреннее к подправленному внешнему. Психологический эффект от “преображения” — это микро-впрыскивание “гормона роста” вкупе с эндорфинами.

Ты считала себя никем, а тебе вот вроде показали, что ты кто-то. Но, во-первых, кто именно? А во-вторых —  увидишь ли ты себя сама? Ведь видеть надо именно изнутри — только так рождается красота, а не красивость. И уж конечно, даже о красивости часто речь не шла в упомянутой передаче — так, шаблонная, стандартная, убогая, на мой взгляд, переделка. Мол, и из говна можно сделать конфетку. Понимаете, в этой фразе уже ответ — нет, нельзя.

Так вот. Я же не о красоте хотела писать. А о манерах, представьте себе, и о поведении. Точно так же, как безо всякой натуги кто-то ухаживает за собой и хорошо выглядит, так многие люди умеют быть вежливыми, учтивыми, тактичными. Но, как и в случае с красотой, и в поведении человека бывает концентрация на внешнем.

Сегодня я у одной почитательницы хороших манер, которая прочитала и порекомендовала не одну книгу на эту тему и написала не один пост об этом (да и сама она признается, что манеры — это главное в человеке), я увидела пост, где она признается, что хочет и собирается изменить мужу. Ну, то есть, это я своими словами так выражаюсь — она не считает это изменой совершенно! Ее внимание пытаются обратить хотя бы на то, что муж может узнать, на что она весело отвечает, что, мол, не узнает, и если б узнал, уж она-то точно выкрутилась, как она делала не раз.

Как говорится — и эти люди запрещают мне ковырять в носу! И эта женщина, кипя и возмущаясь, осуждает тех, кто обещает и не приходит потом на день рождения, тех, кто отказывается от приглашения на свадьбу, мотивируя тем, что на хрен ему не впились эти люди и нежели он будет изображать радость, не чувствуя ее, лучше он вообще туда не пойдет. На что она парирует: следовать желаниям и при этом совершить нечто неучтивое и невежливое, оскорбить отказом — это просто неприемлемо! Надо засунуть свои хочу-не хочу подальше (поглубже) и идти, выполнять, общаться, улыбаться, изображать — да-да. Лучше изображать, но чтобы было комильфо.

Как я часто с этим сталкивалась в жизни! Манеры, воспитание, воспитание, манеры. Как много этому значения и смысла придавали даже в моей семье, не говоря уже о посторонних людях. Как много изъеденных собственной сдержанностью, ненавидящих общество и людей по отдельности я видела личностей — начиная с моей собственной семьи! Зато — не опустилась, зато держала лицо, зато. За что???

Расплата за манеры — отказ от чувств  Отказ от чувств — болезнь, потому что чувства — есть жизнь. Болезнь или физическая, или душевная, но болезнь стопроцентно! Глупо разменивать свою жизнь на вечное желание быть “хорошей девочкой”, из которых каждая вторая, если не первая — бездушная блядь, готовая изменить, соврать, предать. Но при этом сохранить какое-то там лицо.

Глупо разменивать себя, свою доброту и воспитанность — которая дается многим от природы — ведь чувство такта недаром ЧУВСТВО — на угождение не людям даже, а бездарным тараканам. Они тебе будут хамить, а ты — не моги! Потому что станешь как они. Потому что некрасиво. Потому что нельзя опускаться на чей-то там уровень.

Скажите, а хорошо ли быть воспитанным, цивилизованным, ути-пути-утонченным человеком, и при этом оперировать понятиями “уровень”, “опуститься-приподняться”?

Странно, но когда я отвечаю оскорблением на оскорбление меня, я не считаю, что унизилась, потому что — как это ни странно! — не считаю тех, кто меня оскорбляет, ниже себя. На каком основании? Я потому и говорю с ними на одном языке, что для меня это не зазорно. Мною движут чувства, а они у всех людей одинаковые — и у крестьян, и у селян, и у олигархов.

Да, тут порылось и деление на классы, которое, кстати, и в советские времена было ой каким, а уж сейчас поперло так поперло… Люди делились — прежде всего, я сейчас не буду о материальном-статусном — на образованных и необразованных, простых, “от сохи”.

Презрительно поджатые губы матери: “как ты можешь, у тебя же тетка — кандидат наук!” — о, как я это помню. Статус тетки давал отсвет (или бросал тень?) и на меня, тогда еще школьницу. Так как я могла? Как могла драться, хамить или получать трояки? “Она бывшая проводница” — о знакомой, — еще более кисло, еще больше надменности.

К счастью, я в совершенном антагонизме этим воззрениям выросла. Я стараюсь быть вежливой, хотя, например, в моем родном Питере мы почему-то не были приучены здороваться с незнакомыми — как это делали и делают, например, в “провинциальном” Воронеже! Я стараюсь быть именно превентивно вежливой, но не буду никогда вежливой с хамом, будь он колхозник или академик. А хамство - оно ведь тоже не в словах или тоне — оно в отношении.

А я считаю, что отношение — это и есть то глубокое и внутреннее, что очень часто вступает в разногласие с внешним — манерой, реверансами, тоном.

Да, тон!

Очень многие люди до смешного чувствительны к тону. Просто повальные аудиалы — и именно среди тех, кто циклится на внешнем. Ты им говоришь что-то эмоциональное — а они сидят и слушают тон, а не то, что ты говоришь. Как не тот тон — все, обиделась рыба, ушла на дно. Калачом не выманишь. Нет, говорит, не буду ничего выяснять, не люблю конфликты, крик, разборки, грубый тон. Ты ей: ну так ты сама поступаешь херово, грубо и некрасиво. Ничего не знаю, зато я не кричу. И все — тупик.

Вы сталкивались с такими людьми? Я очень часто. Помню до сих пор одну нашу клиентку. Ей уже было лет под 30, что ли. В личной жизни ноль. Говорила про желание семьи, детей. Из разговоров стало ясно, что отношения вот были. Но распались, так как молодой человек как-то ее обозвал, стал выяснять отношения. Как стало ясно, девушке было совершенно до лампочки, каковы были причины такого поведения юноши. Она гордо сказала: в моей семье родители никогда не повышали друг на друга голоса! И я не допущу! Это для меня табу.

Родители ее, кстати, разошлись довольно распространенным образом (распространенным среди таких внешне-зацикленных): папа ВНЕЗАПНО ушел от мамы, от таких хороших отношений, где хорошесть исчерпывалась взаимным неповышением тона. Мне очень было жаль эту девушку, и я поражалась ее жестяной уверенности в своей правоте, которая опровергалась даже приведенным примером ее семьи! Я больше чем уверена, что ее папа ушел к той, на которую и голос можно повысить, если уж такая ситуация сложилась.

Многие люди почему ставят знак равно между моралью и воспитанием. Мол, господа Мануковские, вы своими призывами действовать по сердцу, по желанию, толкаете людей на аморальщину, на вседозволенность. Как много людей — я уверена, скованных воспитанием и манерами, начинают вопить одно и то же, год за годом одни и те же вопли: а что, если я захочу убить? И становится понятно, до чего они дошли, если при слове хочу им голову лезет всякая непотребщина. Дожали, допекли. А ведь вроде все так правильно.

Но все не правильно! Мораль и совесть — это явления глубинного, духовного, чувственного свойства. Это то, что находится в душе каждого человека, даже если он совершенно далек от какого-либо образования или воспитания. Это — свойства души. Их можно забить. Но их нельзя отнять. И нельзя принудить человека быть совестливым, морально чистым, духовным — зато можно сделать его воспитанным. Можно научить хорошим манерам. Но хотеть он будет совершенно другого.

А так как манеры и воспитание, будучи привитыми, вдавленными, пропечатанными, начнут неизменно вступать в конфликт с чувствами, по мелочам или по-крупному, неважно — неизбежно будет копиться груз на чаше весов, противоположной глубинным чувствам. И человек будет становиться все аморальнее, все бессовестнее, все грубее в своих желаниях. Пусть он подавлял не желание убить, но вылезать будет оно — когда дойдет он до ручки. Не останется в нем ни жалости, ни любви, ни добродетели. Или все убийцы — это “быдло из деревни”, что ли?

Всякий перевес, крен, происходит только в одном направлении. И если человек, отягощенный ориентацией на воспитание и манеры, начинает сопротивляться и стараться при этом удерживать на высоком уровне и свои принципы, совесть и мораль, он неизменно заболевает. Да, можно стать жертвой, и просто сгореть в этой борьбе. Но чаще всего за красивость тона, речей, аккуратность в выражениях люди платят нарастающей внутри них злобностью. Доброта уходит, будучи вытесняема.

У меня было несколько конфликтов с женщинами, которые даже благотворительностью занимались. И были очень, очень злыми. Потому что им приходилось быть вежливыми, воспитанными, не ругаться матом и не повышать тона ни при каких условиях, хотя оскорбить ведь можно и тихим голосом, и без матерного слова единого. Но делать добро со злобой внутри — а не стошнит ли одаряемого? И почему бы не одарить себя — всего лишь вниманием к своей душе?

Я совершенно не пытаюсь к кому-то обращаться. Никого не переделаешь, и учитывая мой предыдущий пост, даже специально уточню: разрешаю быть такими, какие вы есть.:) Если кому-то нужно мое разрешение, я выдам, мне не жалко! Я обращаюсь как всегда, к людям, которые имели внутри себя сомнения, подобные моим, которые наблюдают за собой и за другими, которые не вызубрили урок жизни один раз и навсегда, а занимаются постоянным самообразованием.

Для тех я пишу, кому интересно видеть суть, кому важнее внутреннее. И кто, думая о красе своих ногтей, в момент, когда потребуется спасать красоту своей души, забудет о ногтях. Потому что у красивых душой людей иногда ногти растут красивыми сами по себе, без особых забот и хлопот. Но вот что-то я не знаю ни одного случая, чтобы красивые ногти сделали душу красивее, а человека — счастливее. Всех благ!

Ненавижу злобных лицемеров, прикидывающихся добрыми, вежливыми, воспитанными! Более мерзких людей трудно даже представить. Воры и убийцы лучше них - потому что честнее.

Мне немало приходилось общаться с такими лицемерами. Некоторые даже казались мне друзьями. Я-то был им другом, а вот они только прикидывались. И самое главное, каждое такое недоразумение считает себя прекраснейшим человеком! Точнее, транслирует это наружу.

Очень ценно и тонко замечено Татьяной вытеснение всего хорошего, то есть, самой души, в результате следования "правилам", из-за которых человек плюет на свои желания. Наплюй на желания, живи умом - и автоматически станешь подлецом. И это как минимум.

Да, именно такой механизм. Не давай жизни своим желаниям, и все самое лучшее, данное тебе с рождения, окажется не нужным. Потеряешь любые ориентиры. Перестанешь понимать, что ценно, а что нет.

Меня часто поражает "моральный релятивизм" различных людей. Еще в далекие девяностые один мой старший товарищ меня пытался учить, что в бизнесе нет место морали и нравственности. Постоянно встречаю тех, кто считает, что цель оправдывает средства. Или тех, кто говорит, что - ну, это же его работа - врать и делать плохие вещи, а в жизни он прекрасный человек.

Или, например, люди разделяют интернет и реальную жизнь. Ну это же просто буковки на экране - и значит можно быть каким угодно чмом, а потом говорить - не путайте образ и реального человека. А чего тут путать? Тот, кто позволяет себе, пользуясь анонимностью и расстоянием делать в интернете гадости - и в жизни моральный урод. Только в реальности он боится расплаты, а в интернете ее как бы нет.

То, против чего выступал Коппола в фильме "Крестный отец" - когда убивают людей и при этом говорят - ничего личного, это просто бизнес - стало сейчас нормой. Хотя Коппола прекрасно показал, как такой подход разрушает жизни тех, кто им пользуется. И не только их жизни, но и жизни их близких. Что можно увидеть сплошь и рядом.

И пусть вы никого не убиваете, а просто изменяете себе, отказываетесь от своих желаний в угоду внешнему благостному образу или делаете на работе то, что вредит людям, убеждая себя, что это просто работа - вы за это расплачиваетесь своей жизнью.

Которой нет. А есть ваш "достойный" образ, "сохраненное лицо", то есть маска, хорошая мина при плохой игре. Прекращайте играть в плохие игры, и многие проблемы, которые вас сейчас мучают, просто уйдут.

Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

10.10.2012

Поддержать мою деятельность, выразить благодарность