Ваш паззл

Здравствуйте!
Сегодня у нас снова великолепная статья Татьяны Мануковской. Трудно описать, насколько она хороша и полезна. Читайте.

Я не смогла даже полежать в ванной, как следует, во благе, как говорит мой муж – меня прямо вынесло внезапное прозрение. Ну, не прозрение, а мысль, метафора, которая до многих могла бы кое-что важное донести.

Мысль такова: жизнь можно сравнить с картиной. Но картина эта, в своей целостности, все же дискретна, делится на частички, кусочки. Как паззл. Жизнь должна быть целостной – это та самая пресловутая гармония, которую все ищут. Картина должна быть единой. И художником должны быть вы. Не кто-то, не чьи-то внедренные понятия, а вы.

Как все начинается? Сначала, конечно, нашу готовность выкладывать свой собственный паззл, корректируют родители. Корректируют – это я говорю, имея в виду лучший расклад. В худшем случае, вам в руку насыпают просто гору уродских кусков, с которыми вы ничего не можете сложить в принципе. Ну или дают буквы О, П, А и Ж и заставляют складывать слово СЧАСТЬЕ. При любом обычном раскладе вам все-таки насыпают кусков, но из них что-то складывается. Нравится оно вам или нет, и как на это реагируют родители (с готовностью отбирают не понравившийся кусок или заставляют вас любить то, что есть) – это дело десятое.

Потому что, как бы ни были существенны травмы и обиды детства, вам все-таки приходит время взрослеть.

Уже в подростковом возрасте родительские паззлики летят в корзину или – бывает и такое – остаются, но выборочно. Вы смотрите на пробелы и несколько волнуетесь – чем-то вы их заполните? Получится ли у вас? Вы таскаете куски, вроде бы подходящие к картине, что уже задумалась в вашей голове или сердце, у своих приятелей, вы боретесь за то, чтобы куски школьных паззлов не портили вашу картину, но конечно, в большинстве случаев, у всех у нас отрочество и юность тоже не самая прекрасная пора в плане творчества.

На этом я тоже не буду сильно останавливаться, т.к. это опять все не то. А то – это когда человек, который уже повзрослел, сам зарабатывает на жизнь или нашел мужа-жену, уже вправе и в полной силе творить свою жизнь сам. И тут-то многие взрослые люди и совершают то, с чем они потом сидят всю оставшуюся жизнь. Они берут САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ КАРТОН и начинают выкладывать на нем чужие кусочки. Родительские – те, которые они сначала даже пытались выбросить в юности, школьные – те, с которыми они боролись, а главное – кусочки, сделанные на ксероксе – кусочки из паззла “ВСЕ ТАК ЖИВУТ”.

И на своем маленьком, ограниченном, убогом поле они, мучительно прислушиваясь к дисгармоничным страданиям внутри себя, пытаются выложить из того, что есть, картину своей жизни. Куски плохо лепятся друг к другу. В участок картины под сладостным названием “карьера и успех” плохо входит кусок с изображением мужа и младенца. Младенец упорно оказывается все дальше, как и муж, а карьера почему-то не кладется рядом с успехом. Потому что успех вообще зарисован чем-то таким ярким, а карьера – чем-то таким унылым и серым. И то и другое трудно различимо по рисунку, но главное – они совершенно не дополняют друг друга по цвету! Вроде же успех – это радоваться? А карьера почему-то становится тяжкой ношей и зарабатыванием бабла, в основном, для своего работодателя. Ну и себе чуть-чуть.

В участке же картины “Любовь и семья” тоже все хреново. Эти слова тоже рядом не лежали, а узор их так же мутен, как у “успеха”, потому что нарисовать свой кусок не хватило смелости. Для этого надо было перебирать бумагу, краски, ломать глаза, мучаться творческими муками, узнавать, познавать. Надо было жить. Но решили послушать других. И вот, оказывается, любовь – это болезненная привязанность, а семья – набор бытовых служб и измен. И уж рядом они не кладутся – ведь так живет большинство, как же любит утешать себя это большинство, “ТАК ЖИВУТ ВСЕ”.

И вот, отказываясь идти и, отбросив чужое, искать свое, не ограничивая себя ни в размерах картины, ни в наполнении и цветах своего паззла, люди приходят в общепринятому убогому финалу. У кого-то уже в 30 заполнен его паззл, может, остается еще кусочек в области “богатство”, но, в принципе, уже и так все ясно. У кого-то в 40 все готово.

Откуда, по-вашему, этот пресловутый кризис среднего возраста? Который любят пафосно интерпретировать так – я бежал, добивался, а теперь остановился и не вижу смысла.

Вранье! Наглая ложь. Никуда ты не бежал. Ты сидел и перебирал чужое. Исполнял чужие заветы, учился тому, куда подтолкнули родители, слушался старших товарищей и не старших тоже. У них паззл из 10 кусочков, ну а ты что, дурак что ли? И вот ты, на самом-то деле, все эти годы никуда не бежал, товарищ. Ты сложил свой паззл еще лет в 25. А до 40 ты сидел и тупо пялился на него. С ужасом прислушиваясь к поползновениям твоего сердца, которое не допустили к творчеству, ты переставлял кусочки местами и на какое-то время успокаивался. Решал, например, домой приходить пораньше. Или на выходных почитать детям книжку. Или пойти на курсы какие-нибудь. Или стать начальником отдела, вместо зама. Или заняться духовными поисками.

Все несчастные люди делают это – они перебирают одни и те же куски уже составленного паззла, жутко боятся, что хоть один из них выпадет, переворачивают их и так и эдак, меняют фокус зрения (при помощи психологии и эзотерики) и продолжают отказываться от творчества. ИХ жизнь закончилась, будучи определенной и законченной ими, еще не начавшись. Глухое раздражение, с которым мы постоянно сталкиваемся, говорит одними словами “Пора бы уже найти себя!” Людей страшно бесило и бесит, что мы не сели на свой шесток, желательно, соседний с ними, и не сидим, уныло какаем и щелкаем семечки, как дряхлые птички. Это страшно бесит. Но они не знают, вернее, ЕЩЕ не знают, что дальше бывает только хуже.

Куски даже их дрянных и ничейных жизне-паззлов начинают вываливаться. Жизнь все-таки имеет законы, друзья мои, как бы вы не упирались рогом. И главный ее закон – постоянные перемены. Если вы отказываетесь выкидывать свои кака-паззлы, то жизнь сама их выкинет. Получите ли вы что-то взамен? О, если так, то это огромная удача. Чаще всего люди поступают так – на освободившееся место они тут же тычут отксеренную фигню из своего же паззла.

Например – ушел муж – добавлю работы. Отсюда масса “состоявшихся” женщин. Потом мужа, естественно, ставить некуда, и если кто-то даже пытается влезть, все равно не влезает. Провалилась идея с самореализацией – вообще можно приняться ксерить свои (не свои!) паззлы и втюхивать с утроенной энергией детям. И так далее.

То, что место у большинства несчастных людей ограничено – факт. Потому что страх открытых пространств и страх свободы. И страх отсутствия гарантий, да-да. А ну-ка, что там в страшном будущем? Неет, лучше щас все забаррикадируем и будем за свое унылое говно держаться.

Что я могу противопоставить? Я могу рассказать, как выглядит моя картина жизни. Она необъятна и безгранична. И это итог моей работы над картиной, которую я особенно интенсивно провожу в последние, может, года 4. Еще года 4 назад у моей картины были обрисованы горизонты, но сейчас их точно нет. Каждый раз, убирая горизонт, я испытывала страх. И каждый раз преодолевала его. Рисовала снова, но уже чуть более размытым. Или старалась отвлечься и выгребала горы и горы чужих паззлов и их обрывков, которых ветрами моих сомнений в себе снова и снова приносило на мой творческий полигон.

И вот, к 30 годам я серьезно изменила свой творческий подход. Я поняла – пока мое Я, мое сердце, моя душа будут мучимы и угнетаемы хотя бы малейшими намеками на страх или сомнение, и я буду оглядываться и озираться, я не смогу нарисовать ничего путного, вернее, того, что действительно хочется рисовать мне. И я стала бороться уже серьезно. Не просто срываясь или психуя, а потом думая – ах, опять этот негатив, он мешает мне жить, когда же я уже перестану психовать. А именно БОРЯСЬ, то есть считая, что без сопротивления злу нет и не может быть никакого освобождения (привет, толерантнички!). И все действительно стало получаться быстро и здорово – краски прояснились, таланты обострились, чутье и нюх стали просто собачьими. Доверие себе растет день ото дня.

А главное, главное – мои паззлы все при мне. Это я и те, кого я каждый день целую и обнимаю. И все!

Передо мной – бескрайние просторы. Со мной – то, с чем я пойду, случись любая перестановка, катастрофа, мои ценности никогда не смогут быть заменены или переоценены. Идти стало легко, потому что это не то, что сидеть и рисовать. Это – идти и оставлять за собой цветные шаги.

По которым, я в это верю, тот, кто захочет быть счастливым, сможет сориентироваться и выкинуть, пока не поздно, из своей жизни хлам, ненужное, чужое. И услышать СЕБЯ.

Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

30.05.2011

Поддержать мою деятельность, выразить благодарность